» » Система подготовки к егэ и гиа по русскому языку

Система подготовки к егэ и гиа по русскому языку

Материал по русскому языку по теме: "Подготовка к ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Трудности в разделах языкознания" | скачать бесплатно

                   Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Глуховская  средняя общеобразовательная школа

Доклад

 «Подготовка к экзаменам по русскому языку в новой форме и  в форме ЕГЭ.

Трудности  в  разделах  языкознания»

          Выполнила

учитель русского языка

 Афанасьева Анна Александровна

 Экзамен  по русскому языку является обязательным как в 9-ом, так и в 11 классах. Поскольку он  значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в среднем звене не ориентирована на подготовку к  ЕГЭ и ГИА в новой форме, задача педагога – организовать обучение в 5 – 9, 10-11 классах таким образом, чтобы совместить традиционные формы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к экзаменам.

На сегодняшний день структура экзамена по русскому языку в 9 и 11 классах определена.

В силу своих особенностей в новом формате (тестирование) особое внимание на уроках необходимо уделять работе в тестовых технологиях.

Она должна занять определённое место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков русского языка уже в основной школе (5 – 9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто без существенного ущерба для других форм и методов работы.

При подготовке к экзаменам по русскому языку необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов, словосочетаний, предложений, текстов.  Имеются, конечно же,  и  трудности в этом.

На экзаменах по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к экзаменам по русскому языку - это  не одно и то же!

В школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы.  К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).

Вот с такими  трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий экзамена  по русскому языку:

  1. орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения, твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний;
  2. лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
  3. синтаксические нормы русского языка;
  4. стилистические нормы русского языка.
  1. средства связи в словосочетании;
  2. морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
  3. типы сложных предложений и их специфика;
  4. средства языковой выразительности.

В части С:

Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:

  • , т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;лингвистическую компетенцию
  • , т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;языковую компетенцию
  • , т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.коммуникативную компетенцию

Учебное пособие содержит материал,
необходимый для организации курса подготовки школьников к единому
государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Предлагаемую
систему подготовки образуют пять тематических разделов: орфография;
пунктуация; культура речи и стилистика; обобщающий курс «Система
языка»; текст и его строение. Пособие предназначено для учителей,
школьников, абитуриентов.

Также на данном этапе изучаются сложные для детей этой возрастной группы темы: «Словообразование, основные способы образования слов в русском языке», «Разбор слова по составу». С изучения этих тем начинаем с детьми собирать лингвистическую папку таблиц и схемдля ЕГЭ.

Работу можно организовать по-разному: предоставить ученикам готовые схемы, составить вместе или предложить ребятам составить самим (в сильном классе). Составление схем помогает обучающимся учиться анализировать изученное, сопоставлять, сравнивать, систематизировать материал, что способствует более качественному усвоению темы, активизирует мыслительную деятельность, развивает логику и творчество.

Не существует конкретных однозначных правил, регулирующих произношение слов в русском языке. Орфоэпические диктанты призваны сформировать практические навыки расстановки ударения в словах.В каждом классе в конце учебника по русскому языку  имеется перечень слов для запоминания их произношения.В течение года осуществляю знакомство с данными словами, затем провожу промежуточные орфоэпические диктанты, в конце года – итоговый тест.

В период обучения русскому языку с пятого по седьмой класс можно также осуществлять изучение грамматических и морфологических норм русского языка. В седьмом классе систематизируем с учениками пройденный по теме материал в таблицыи схемы.По окончании седьмого класса можно предложить учащимся итоговый тест по изученным заданиям части А и В.

8–9 классы

Наиболее объемные
или сложные темы обобщаются учителем при помощи "продвинутой" лекции
с использованием мультимедиа (это могут быть слайды, таблицы).

Шаг 3. Работа в группах по
отработке тестовых заданий.

В совместной
деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий частей А и
В, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе
происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники
анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых
заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка влияет
на межличностные отношения в классном коллективе.

Шаг 4. Самостоятельный выбор
задания.

Отработанный на
уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: учащиеся
самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для
этого можно использовать дополнительный материал по подготовке к тестовому
контролю.

3. Система подготовки к Единому государственному экзамену
школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.

В разработке
системы подготовки к данному виду итоговой аттестации методического объединения
учителей гуманитарного цикла нашей школы можно условно выделить несколько
этапов:

1 этап – до начала
сдачи первого экзамена;

I. Введение.

Содержание экзаменационной работы.

Элементы содержания экзаменационного теста:

1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и
словообразование, морфология, синтаксис.

2. Речь: текст, его тема и основная мысль,
средства художественной выразительности. Типы
речи: повествование, описание, рассуждение. Стили
речи: разговорный, официально-деловой,
публицистический, научный, художественный.

3. Орфография.

   6.8. Правописание личных окончаний глаголов

   6.9. Правописание суффиксов причастий

   6.10. Правописание частицы НЕ с разными частями речи

   6.11. Правописание отрицательных местоимений и наречий

   6.12. Правописание частиц НЕ и НИ

   6.13. Правописание служебных слов

   6.14 Правописание словарных слов

   6.15. Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи

  1. Пунктуация

   7.1. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

   7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них проблемам можно разделить на несколько групп, Я предлагаю обучающимся эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т. д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу, т. е. тексту.

После того, как совместно с обучающимися  разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал.

Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы: что есть красота, по Толстому, и твое представление о красоте;в чем современность романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»; Большую работу провожу по построению предложений сочинения части С. Подбираем синонимы, чтобы избегать повторов, составляем предложения по комментированию  проблемы, учимся, как лучше оформить авторскую позицию, аргументы и т. д.

Эффективной оказывается работа по анализу сочинений одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и не допускать подобных самим. Учит видеть структуру работы (распечатывать сочинения прошлых лет)

Для того, чтобы эта система работала эффективно, нужна методическая база для каждого урока. Мною она собиралась многие годы и была систематизирована в папки по темам, по классам и частям заданий ЕГЭ. Это очень сложный, трудоёмкий процесс, но он позволяет обеспечить каждого школьника индивидуальными контрольно-измерительными материалами для подготовки к ЕГЭ.

А) 3 В) 8

Б) 4 Г)9

4) Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.

5) Среди предложений 1-5 назовите сложные предложения, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.

6) Какие типы односоставных предложений встретились среди предложений 5 – 10 ?

А) назывное

Б) определённо – личное

В) безличное

Г) неопределённо - личное

На самом деле  в  учебно-методических пособиях, в сети Интернет есть большое количество разнообразных заданий, сгруппированных по темам, по разделам, а также комплекс заданий  по  приведённому тексту. Задача учителя – правильно выбрать и творчески использовать предлагаемые материалы.

       Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема  повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ.  При довольно небольшом  количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

         Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. В среднем звене

необходимо систематически вести работу с орфоэпическими, орфографическими, толковыми словарями. Это помогает при подготовке к экзаменам. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ – это сдача экзамена в новой форме за 9 класс.

  Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения.

Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий экзамена. Теория – фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров.

 Часть В особенно сложная для учащихся, она требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения требуются более глубокие и детальные знания.  Ученики должны не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от  подобных.

       В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать   аналогичные  задания из частей А и В.  Например:

  1. Составьте шесть-семь вариантов А3, используя различные паронимы: прилагательные, существительные, глаголы. Или самостоятельно найдите паронимы и придумайте с ними словосочетания, разграничивающие их (паронимы) в словоупотреблении.
  2. Составьте шесть-семь вариантов А5, используя различные ошибки в ответах к заданиям, или исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.

Находясь в лесу, всегда есть о чём поговорить.

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Наверх