Русский диктант 5 класс

Диктанты по русскому языку. 5 класс. К учебнику М.М. Разумовской и др.
Политова И.Н.

  • Графически объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов.
  • Выполнить синтаксический разбор предложения «Отсюда она направляется в далекий путь».
  • Разобрать слова по составу: «молодого», «цветочки», «выходные», «подземный».
  • Подобрать однокоренные слова к слову «удивительных».
  • Выполнить фонетический разбор слов: «мягком», «поэты».

Дуб

Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

      Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
      Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет.
      Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)

(По Д. Зуеву)

      ***

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов).

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова).


Из словаря
ЗАРЯ

1. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
2. перен. Зарождение чего-нибудь нового, радостного.
3. Утренний или вечерний военный сигнал, исполняемый оркестром или горнистом, трубачом, барабанщиком.

Словарные диктанты

      I. Записать, выделить корень в словах.

      1) Объяснить; далекий; объединение; насладиться; потрясти; подарить; приближаться; прошептать; посветить (фонарем); увлекаться.

2) Задрожать от холода; раздаваться в тишине; удивительное явление; слепит глаза; появляться в небе; скрипучий пол; трепетать от страха; выползать из норы; растрепались косы; разделить на части.

      II. Выделить корни в глаголах; подчеркнуть слова с нулевым окончанием.

      Трещит по швам; ухватиться за веревку; посвятить рассказ; подарить альбом; спишите пример; не обижай малыша; накормить брата; шелестят листья; поласкать сестренку; отварить грибы; посидеть на крыльце; примерять одежду; умолять о помощи.

      III. Выделить в словах ту морфему, которая указывает на грамматические признаки существительных, прилагательных, глаголов.

      Написать; увидишь; беленького; охотнику; лебедушкой; желтоватым; построила; камыш; шепчет.

      IV. Записать, подчеркнуть разные формы одного и того же слова.

      Светелка; просвещение; посветить (свечой); просветление; светить; осветить; в светелке.

Посвятить (стихотворение); посвящение; святой; посвятил (произведение); святые (места).

      Выборочные диктанты

      I. Распределить слова в два столбика в зависимости от того, как можно сказать о слове: 1) оканчивается на а; 2) имеет окончание а.

      1) Справа; природа красива; долина; у горизонта; проявляла; откуда.

      2) Трясина; прославляла; издалека; исчезала; вчера; березка печальна.

      3) Удивляла; девочка заботлива; слегка; завтра; приближала; тишина поразительна.

      II. Записать слова, распределив их по столбикам:

      1) проверяемые гласные в корнях; 2) непроверяемые гласные в корнях; 3) чередующиеся гласные в корнях.

      Передавать; удивляться; портфель; зарастать; потрясти; вырастут; изложить; появляться; предложить; прилагательное; угощать; директор; кашне.

      III. Выписать слова с чередующейся гласной в корне.

      Изложить; предполагать; ложка; возраст; лагерь; тире; располагаться; обрастать; растаять; ложбина; ложный; раствор; растеря; растопка; росистый; роскошный; отрасль.

      IV. Прослушать отрывок из повести К. Сергиенко «Дни поздней осени». Выписать в два столбика однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

      Эта неделя серебряная. Смотри, даже на яблоках серебристый свет. Лунный свет особенно серебряный, и звезды сделаны из серебра. Если ты выйдешь ночью и скажешь что-нибудь в глубину сада, отзвук будет мерцающий, серебристый. В голосе твоем серебро, особенно когда смеешься. На эту неделю тебе подошли бы серебряные туфельки и платье серебряного перламутра...

      Предупредительные, объяснительные диктанты

      I. Указать слова без окончания и с нулевым окончанием.

Ворона и лисица

Точное время

Ночь под белой луной

сильные морозы, так как они устланы
лёгким пухом.  Но
всё-таки кончается полярная ночь. В каменных россыпях не заметишь гнёзд совы,
потому что они расположены почти у самых ног. Тепло в гнёздах сохраняется
в

Именно
такое гнездо я обнаружил в расщелине. Неожиданно огромная белая птица взлетела
у меня из-под ног, и распахнутые крылья слились с белизной снегов.

«Сергей,
что там?» - удивлённо спросил мой товарищ. В гнезде съёжился испуганный
птенчик, а рядом остались лежать тёплые яйца.

(118 слов)                                                                      

Диктант № 10.                              

                                   На родину.

Ранней
весной на южных берегах Европы и Африки объединяются птичьи стаи. «Домой!
Скорее домой!» - отовсюду несётся неугомонный клич.

Бесчисленные
цепи перелётных тянутся к родным местам, и люди всегда радуются встрече с ним.
Но во время долгого, трудного пути часть птиц остаётся, разлетается и
расселяется по окрестным озёрам и рекам. Самые выносливые летят до белого моря.
Здесь они располагаются по песчаным берегам, делятся на пары, чтобы строить гнёзда
и выводить птенцов. Всё лето заботливые родители воспитывают малышей.

Осенью
подрастут птенцы, окрепнут, и птицы начинают сбиваться в стаи перед отлётом в
тёплые края. Там есть всё для беззаботной жизни: солнце, море, чудесная
растительность.

                              **********

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

 Итоговый контрольный диктант.

                        *****************

О (М, м)ихаиле (П, п)ришвине.

Детство и юность (П, п)ришвина пр..шли (в) средн..й полосе (Р, р)осси... Его сем..я ж..ла (в) усадьб.. около деревн... (З, с)десь (от) деревн.. (к) деревн.. тянут(?)ся леса поля огороды и сады с ч..дес(?)ными р..стениями. Бер..га рек зар..сли плакуч..й ивой. Такая тиш(?) За сто шагов слышно как уб..гает мыш(?) (по) сухим лист..ям. Изре..ка появит(?)ся из (за) туч(?) и сразу проп..дёт луч(?) со..нца.

Ещё мальчиком н..учился (П, п)ришвин всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся (в) природу. Его ч..ткое ухо слышало ш..рох лист..ев и ш..пот ветра а зоркий гла(з, с) видел каждый р..сточек и тр..винку.

(С) карандаш..м и зап..сной кни..кой побывал (П, п)ришвин на (У, у)рал..

в (С, с)ибир.. в (К, к)арели... Он открыл (в) природ.. много тайн и под..рил их св..им читателям. А вы ребята читали его книги

№ 3.

Кто сеет в лесу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками.4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного2 места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают2 деревьями.

№ 4.

Зоркий взгляд Пришвина.

Все мы знаем деревья в наших лесах и цветы на лугах4. Знаем птиц и разных зверушек. Но Пришвин взглянул3 на них своим особым зорким взглядом4.

Вот он нашёл3 в лесу удивительную трубочку, в которой оказалась кладовая трудолюбивого зверька. Вот он побывал на именинах осинки, и мы подышали2 вместе с ним радостью весеннего расцвета. Вот он подслушал2 песню совсем незаметной маленькой птички на самом верхнем пальчике ёлки.

Мы идём вместе с ним по земле и узнаём бесчисленных маленьких родственников в нашем общем Доме природы, учимся любить свою родную землю и понимать её красоту.

Наверх